• Slides
  • Slides
  • Slides
  • Slides

Подвиг Народа (2013-03-01)

pnУрок внеклассного чтения «Подвиг народа в литературе, музыке и живописи».
Цель: прививать любовь и интерес к чтению, развивать речь учащихся, способствовать патриотическому воспитанию учащихся, вызывать чувство законной гордости за свою страну, за доблесть и мужество её защитников, совершенствовать формы краеведческой работы,показать то, что земля Елецкая богата талантами.
Оформление: выставка книг, портреты юных героев – земляков.
Техническое оснащение: мультимедийная приставка, магнитофон.
Ход урока
I. Эмоциональный  настрой.
II. Введение в тему.   (Слайд № 1)
Вначале урока я прочитаю стихотворение нашего земляка, Юрия Ширяева. А вы, ребята, слушайте внимательно и подумайте, о чём пойдёт речь на уроке?

Когда Русь нежили младенческие сны,
Пришли славяне к берегам Сосны.
И деловито застучали топоры
В лесу дубовом, у крутой горы.
И вот уж крепость на слиянии двух рек   (Слайд № 2)
Построена. И мудрый Царь нарёк
Ту крепость пред  истории  лицом
Навеки, русским городом Ельцом
И воззвала Мать Божия: «Неси, Елец,      (Слайд № 3)
Великое служение Руси!»

Итак, выскажите своё предположение, о чём пойдёт речь на уроке?

III. Сообщение темы  урока.

Да, ребята, совершенно верно мы будем говорить о Родине, героическом прошлом нашего талантливого народа. Будем путешествовать по страницам литературы, музыки, живописи.          (Слайд № 4)

Ведь именно в искусстве навеки запечатлена живая память о подвиге народа.

Набатным колоколом звучат со страниц эти строки:

Идя через вёрсты глухие

Тобой буду, горд, тобой буду твёрд

Матерь  моя, Россия!

Матерь моя, Россия!                        (Слайд № 5)

- Ребята, а что для вас Родина, с чего она начинается?

- Какие стихотворения о Родине вы знаете?

- Молодцы! Вы говорили о нашей могучей, величавой стране – России.

- А может, вы знаете произведения о нашем родном крае, о нашей малой Родине?      (Слайд № 6)

(Слайд № 7)

Послушайте внимательно стихотворение, которое специально к этому уроку подготовил Ячменёв Николай. После прослушивания ответьте на вопрос: «Как поэт называл город?»

Ю. Ширяев «Елец»     (Слайды № 8 – 9)

- Как поэт назвал город Елец?

- Каких поэтов, писателей – земляков вы знаете?

- Что вы знаете об Иване Алексеевиче Бунине?     (Слайд №10)

- Какие произведения помните, знаете?

- Как ещё поэт называл  город?

- Кто такие богатыри?

В прошлом году городу Ельцу было присвоено почётное звание «Город воинской славы»   (Слайд № 11)

Действительно, Елец достоин,  носить это звание.

Многие улицы города Ельца и сёл Елецкого района носят имена героев Великой Отечественной войны.   (Слайд № 12)

- А кого из юных героев – земляков вы знаете?

IV. Подвиг народа в поэзии и прозе.

 

В памяти народа навечно останутся имена юных героев, отдавших свои жизни за нашу любимую Родину. Мы скорбим, что их жизни оборвались так рано. Но помните, что сказал мудрый Аркадий Петрович Гайдар, который в 19 лет командовал полком, о смерти Альки из повести «Военная тайна …»

(Слайд № 13)

Не могло быть так и в годы Великой Отечественной войны, когда на защиту Родины от фашистских полчищ встали вместе со взрослыми молодёжь, подростки, дети…   (Слайд № 14)

- Какие произведения о детях во время войны вы прочитали?

-Какие произведения о подвигах партизан и Советской Армии вы подготовили к уроку?

Но тяжело было не только на поле сражения, тяжело было и в тылу.

(Слайд № 15 со словами диктора, нажав на одну из фотографий)

V. Краеведческая работа.

Вам было предложено провести исследовательскую работу на тему: «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны» (Слайд № 16)

Это замечательно, ребята, что вы храните благодарную память о подвиге своих родных. Трепетнее бьются наши сердца от близкой встречи с настоящими героями, которых спасали от смерти любовь к Родине и вера в Победу. (Слайд № 17)

Трудно ветеранам, они стареют, умирают… Но мы должны помогать им. У нас в школе создан Тимуровский отряд, который шефствует над одинокими стариками. Вы тоже можете вступить в него.        (Слайд № 18)

VI. Подвиг народа  в музыке.

Помните стародавнюю пословицу: «Когда гремят пушки, музы молчат?» В годы Великой Отечественной войны гремели пушки, строчили пулемёты, но и в это страшное время звучала музыка, которая помогала людям, согревала их души. Наш земляк, величайший композитор сочинял замечательную музыку. С его песнями солдаты шли в бой и побеждали. Вы, наверное, догадались, о ком я говорю? Что вы о нём знаете?

(Слайд № 19)

Послушайте песню «Марш артиллеристов», музыку, к которой написал Т.Н. Хренников. Ключ эмоций поможет вам высказать своё впечатление о музыке.

- Какая это музыка? Можно ли сказать, что она вселяла веру в Победу?

Вместе с песней помогала нашему солдату и шутка. (Чтение слов со слайда № 20)

Представьте, что вы фронтовые артисты и вам нужно порадовать солдат своим искусством. (Пение частушек на военную тему. Физкультминутка.)

Благодарю наших артистов. Хорошо отдохнули! Здорово, что фронтовые песни не смолкают и сегодня. Они доносят до нас атмосферу боевой обстановки, дух патриотизма и героизма. Это память, которую мы обязаны хранить.

VII. Подвиг народа в живописи.

Все виды искусства стали действенным оружием в борьбе против фашизма. На долю наших художников выпала почётная миссия – сделать искусство действующим оружием в войне, показать тяжёлые испытания народа, воспеть его мужество.  (Слайд №21)

Жизнь замечательного художника, нашего земляка, Жукова Николая Николаевича, тесно связана с судьбой Вооружённых сил. (Слайд № 22) Он очень любил свою Родину. Даже в окопах он вспоминал о ней (чтение текста со слайда)

(Слайд № 23) Он был награждён золотой медалью Академии Художеств, Орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.

А вот экскурсию по следующим картинам проведут ученики нашего класса.    (Слайд № 24)

(Слайд № 25)

На стенах поверженного рейхстага есть надпись, которая вызывает чувство гордости, счастья со слезами на глазах, чувство патриотизма за наших героических земляков.

Руины Берлина дымили.

А он на ступеньку привстал:

Не имя своё, не фамилию

А «Мы из Ельца» — написал.

- Ребята, будьте достойны ратной и трудовой славы дедов, прадедов нашей священной земли!

VIII. Итог урока. Оценки.

Вот и подошёл к концу наш урок – путешествие.       (Слайд № 26)

- Понравился ли он вам? Какие страницы запомнились и что унесёте с собой в память об уроке?

Совершенно верно, под влиянием таких произведений формируется лицо нации, патриотизм народа.

(Выставка книг) Посещайте библиотеки, изучайте историю своего героического народа, своей семьи. Гордитесь своей величавой Родиной, культурой и подвигом русского народа.

Скачать урок

  •